Новости

Упрощенный порядок подачи жалоб в ИФНС: изменения с 2025 года
В 2025 году в России вступили в силу изменения, касающиеся упрощенного порядка подачи жалоб в Инспекцию федеральной налоговой службы (ИФНС). Это нововведение стало результатом стремления государства повысить доступность и удобство взаимодействия граждан и юрлиц с налоговыми органами, а также упрощают процесс обжалования решений и действий инспекции.
С начала января действует ст. 140.1 НК, введенная ФЗ от 31.07.2023 № 389-ФЗ, которая устанавливает обновленный порядок подачи жалоб организациями в налоговые органы на действия либо бездействие инспекторов. Поменялась процедура предоставления документов, а также сократился срок их рассмотрения. Таким образом, жалобы, подаваемые предпринимателями, будут рассматриваться инспекцией не дольше 7 рабочих дней.
Важно отметить, что в самой жалобе обязательно нужно указать на предпочтение упрощенного порядка рассмотрения. Кроме того, документы, подаваемые в рамках упрощенного рассмотрения, должны быть направлены исключительно в электронной форме через ТКС или “Личный кабинет налогоплательщика”, что исключает возможность предоставления бумажных документов.
Изменения, введенные с 2025 года
Одним из ключевых изменений является то, что жалоба, поданная в упрощенном порядке, будет рассматриваться в налоговом органе, который вынес оспариваемое решение, с которым не согласны предприниматели.
Кроме того, теперь у налогоплательщиков появилась возможность подать жалобу на решения или действия инспектора без необходимости предварительного досудебного обжалования, если речь идет о конкретных случаях, например, о нарушении их прав.
Это упрощает процесс, поскольку налогоплательщик может в электронном формате изложить свои аргументы и запросить пересмотр решения.
Помимо упрощения процедуры подачи жалоб, важно отметить, что в 2025 году значительно возросла информированность налогоплательщиков о изменениях в налоговом законодательстве. Теперь налоговики активно информируют граждан о нововведениях через различные каналы — социальные сети, сайт ИФНС и рассылки.
Эта мера направлена на то, чтобы снизить текучесть информации и помочь налогоплательщикам быть в курсе последних изменений. Чем больше информация доступна, тем меньше вероятность подачи ненадлежащих жалоб и, следовательно, меньше нагрузка на налоговые органы.
Что можно обжаловать в упрощенном порядке?
Согласно новой редакции законодательства, в упрощенном порядке можно обжаловать следующие действия и решения, касающиеся:
- Налоговых проверок.
- Взыскания налогов, пеней и штрафов.
- Решений о начислении налогового обязательства.
- Принятия решение по исправлению деклараций.
Отметим, что упрощенный порядок обжалования не распространяется на все типы споров. К примеру, решения о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения и регулирование связанных с ними обязательств требуют более детального разбирательства и обжалования в общем порядке.
Следуя указанным рекомендациям, можно существенно снизить риски в отказах и, таким образом, ускорить процесс решения спорных вопросов.
Когда ИФНС может отказать в упрощенном порядке?
Несмотря значительное упрощение процесса подачи жалоб, существуют случаи, когда налоговая инспекция может отказать в этом.
Основные причины отказа включают:
- Неправильное оформление жалобы.
- Необходимость подачи дополнительных документов, необходимых для рассмотрения.
- Сроки подачи жалобы, превышающие установленные законодательством рамки.
- Организация не применяла усиленную квалифицированную электронную подпись для заверения жалобы, или же УКЭП не соответствует электронной подписи заявителя.
- Документация направляется на рассмотрение неуполномоченным представителем.
Если речь идет о сложных случаях, требующих дополнительных разбирательств, инспекции могут вернуть жалобу для досудебного разрешения.
Как избежать отказов?
Чтобы минимизировать риск отказа в упрощенном порядке, налогоплательщики должны:
- Ознакомиться с требованиями к оформлению жалобы.
- Подготовить все необходимые документы.
- Убедиться в соблюдении сроков подачи.
Система КонсультантПлюс — это надежный ресурс, который может помочь налогоплательщикам в процессе подачи жалобы. Она содержит ряд полезных материалов и инструментов, включая готовые образцы жалоб и возможность задать вопросы экспертам, которые помогут разобраться с деталями подачи или уточнить информацию о необходимых документах.
Если вы еще не являетесь пользователем КонсультантПлюс – получите бесплатный пробный доступ ко всем возможностям системы прямо сейчас!
Читайте также - Заполнение и сроки подачи формы ЕФС-1 в 2025 году
8 812 334-44-81
пн-пт, 09:00-19:00
Адрес:
191123, г. Санкт-Петербург, м. Чернышевская, Шпалерная, 36
Email: