Новости
Индексация заработной платы. Может ли премия ее заменить?
Многие работодатели сталкиваются с претензиями работников в части периодического повышения заработных плат. Понять их можно: с годами цены на все повышаются, а оклад не меняется в течение 5 и более лет. И даже статья закона, на которую указывают подчиненные, вроде бы обязывает работодателя регулярно пересматривать величину вознаграждения за труд.
Однако ст. 134 Трудового кодекса РФ до сих пор вызывает много спорных вопросов и у кадровиков, и у руководителей предприятия. На основе анализа нормативной базы, разъяснений ведомств и практики судов, найдем пути решения большинства вопросов, а также составим небольшую памятку для отдела кадров.
Индексацию заработной платы проводить нужно
Это прямое требование закона (ст. 134 ТК РФ). Но здесь необходимо отталкиваться от того, что понимает законодатель под этим понятием. Анализ нормы позволяет сделать вывод, что работодатель обязан заботиться об «обеспечении увеличения уровня» платежеспособности этой самой зарплаты. То есть, например, при разгоне инфляции не давать человеку беднеть. Исходя от обратного, можно рассудить, что при стагнации цен на рынке повышения никаких окладов не потребуется.
То есть теория гласит: есть рост потребительских цен – надо повышать и зарплату. Нет этого явления – нет и основания для таких шагов.
Но поскольку постоянная инфляция наблюдается всегда (исключение – времена 70-80-х годов в СССР), то и обязанность по обновлению зарплаты носит регулярный характер.
КАК именно проводить повышение, каждое предприятие решает самостоятельно
Исключение – только прямо перечисленные в ст. 134 ТК РФ органы и бюджетные организации.
К таковым относятся:
- Госорганы,
- Органы местного самоуправления,
- Муниципальные учреждения,
- Государственные организации.
Для них нормативная база принимается централизованно, и они обязаны ею руководствоваться. Все коммерческие организации вне этого списка фиксируют порядок и свою обязанность по индексации зарплат в коллективном договоре или соглашении, либо в ЛНА.
При этом закон не устанавливает:
- Как должен называться тот или иной локальный нормативный акт;
- Должны ли нормы о перерасчете быть зафиксированы в специальном ЛНА, касающемся оплаты труда (например, в «Положении об оплате труда») или же могут быть отражены в документе общего характера (например, в «Правилах внутреннего трудового распорядка»);
- В каком размере проводить повышение окладов;
- В какие сроки;
- Как фиксировать изменение;
- Насколько часто (ежегодно, ежеквартально, раз в два года и т.д.) работодатель обязан пересматривать размер оплаты труда.
То есть для «других» работодателей, не перечисленных в ст. 134, никаких жестких требований по реализации этой обязанности по повышению уровня реального содержания оплаты труда законодательно не установлено.
Это позволяет сделать вывод, что в ЛНА достаточно задекларировать обязательность индексации. Это уже затруднит привлечение работодателя по ч. 1 ст. 5.27 КОАП РФ за нарушение трудового законодательства. А вот если ни в одном ЛНА на предприятии упоминания о переоценке размера оплаты нет, это будет прямым поводом для административной ответственности.
Напомним, что по этой статье должностные лица и ИП рискуют быть оштрафованными на 1-5 тысяч рублей, организации – от 30 до 50 тысяч рублей.
Индексация – не единственный способ повышения оплаты труда
Как показывает практика, в основном, споры по оплате труда возникают после того, как работник уволился. Ведь теперь для него нет опасности опалы со стороны руководства, и поэтому он действует более смело и выдвигает все те требования, которые не решался озвучить, пока работал в организации. Нередко работник апеллирует к ст. 134 ТК РФ, требуя взыскать с работодателя именно «индексацию», отметая все доводы последнего о том, что тот время от времени повышал оклады и платил премии.
Споры с подобными аргументами неоднократно были предметом рассмотрения судов. И те не сочли позицию истцов правильной, пояснив, что работодатель вправе повышать уровень благосостояния своих сотрудников иным способом.
К примеру, периодическим увеличением окладов или выдачей премий. И не обязательно исполнение требований нормы ст. 134 ТК РФ должно выражаться в сложных подсчетах соотношения величины оклада и процентов инфляции по данным Росстата. Пример позиции см. в определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2024 по делу № 88-2363/2024.
Возможность увеличения зарплат допустимо поставить в зависимость от прибыли и финансового положения фирмы
Многих бизнесменов волнует проблема обязанности повышать зарплату при возможных предпринимательских рисках неполучения той прибыли, на какую был расчет.
Самой практикой дана подсказка: в ЛНА можно предусмотреть условие для возможного непроведения индексации. Например, при получении отрицательных финансовых показателей за год. То есть убыточность предприятия будет законным основанием для нереализации положений ЛНА о повышении оплаты труда.
Подобные ситуации уже были предметом изучения судебными органами. И суды признавали временный отказ от корректировки зарплат по итогам неэффективного года обоснованным. См, например, определение Второго кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88-22710/2020 от 19.11.2020г.
Индексацию не обязательно проводить ежегодно
Многие кадровики, столкнувшись впервые с нормой ст. 134 ТК РФ и после разговоров с инспектором государственной инспекции труда, ошибочно полагают, что им придется каждый год повышать зарплату. Это не так.
В законе нет четкого требования о периодичности увеличения зарплат. Кто-то может делать это и каждый год, но по чуть-чуть. Другой работодатель приурочивает это к получению большой прибыли, за счет которой можно и доплатить коллективу. Третий планирует возвращаться к вопросу повышения окладов не чаще раза в три года. И каждый из них будет прав по-своему.
Периодичность пересмотра уровня зарплат – целиком «на совести» работодателя. Принудить его делать чаще, чем он запланировал и зафиксировал в своем ЛНА никто не вправе – ни суд, ни ГИТ.
Размер повышения зарплаты – на усмотрение работодателя
Несмотря на то, что в норме ст. 134 ТК РФ сделана отсылка к «росту потребительских цен», конкретные требования к размерам повышения оплаты труда никакими НПА не установлены. По сути, при инфляции 7-10% работодатель вполне может поднять оклады лишь на 1%. Это тоже будет считаться исполнением обязанности по индексации зарплат.
Нет требований в обязательном соотношении проводимого повышения с индексами потребительских цен и данными Росстата. Норма права лишь указывает, с чем конкретно связывает обязанность предприятия периодически повышать уровень реального содержания платы. Но не проводит параллель ни со статистическими сведениями, ни обязывает вычислять увеличение в процентах.
То есть работодатель вполне может решить всем поднять оклады на 2 000 рублей, не задумываясь о том, что у кого-то это составит 5% от прежнего оклада, а у кого-то 0,1%.
Сложные расчеты не обязательны
Разработчики локальных актов неизбежно сталкиваются с дилеммой: надо ли углубиться в создание сложной системы расчета индексации или можно ограничиться простой схемой.
Исходя из анализа все той же судебной практики, можно сделать вывод о том, что сложные алгоритмы расчетов лишь нагружают бухгалтерию, требуют разработки специальных программ или контроля над формулами, если это делается с помощью таблиц Excel. Но сложный механизм подсчетов никоим образом не спасает от претензий работников. Более того, споры в судах становятся сложнее из-за необходимости проверки расчетов.
Если учитывать и практику привлечения работодателей по ст. 5.27 КоАП РФ, то становится понятно, что за простоту методики не наказывают. Даже за отсутствие схемы перерасчета никаких санкций не последует. Важен только сам факт соблюдения требования ст. 134 ТК РФ.
Будьте осторожны с выбором ЛНА для фиксации порядка индексации
Если на предприятии создан представительный орган работников, в случае принятия ЛНА о системе оплаты труда придется учитывать его мнение (ч. 4 ст. 135 ТК РФ). То есть процедура принятия и изменения этого документа будет осложнена.
Многие эксперты рекомендуют делать «Положение об оплате труда» общим основополагающим документом, с декларированием индексации, как того требует ст. 134 ТК РФ. При этом либо не разрабатывать сложную схему этого процесса вовсе, либо вводить ее отдельным актом. Так, в случае необходимости изменения алгоритмов расчета, провести их будет проще, чем поменять основополагающий ЛНА об оплате труда.
Из всего изложенного можно сделать следующие выводы, сформулировав одновременно и памятку для любого работодателя, не финансируемого из госбюджета.
Выводы – памятка
- Способ индексации зарплат не предприятии можно выбрать любой. Единых требований нет. Не запрещено повышать уровень благосостояния своих подчиненных через систему премирования, увеличения окладной или переменной части платы.
- Каждый работодатель волен самостоятельно определять: когда, в какой форме и в каком размере увеличивать заработок своего рабочего коллектива. Это можно делать раз в году или раз в три года, допустимо повышать на 0,5% или сразу на 10. Лимитов и ограничений нет.
- Работнику не удастся взыскать перерасчет зарплаты, если сам порядок никакими ЛНА в организации не установлен. Требование будет декларативно, но расчеты не на чем будет основывать. Это, однако, не должно побуждать руководство предприятия к игнорированию обязанности, закрепленной в ст. 134 ТК РФ.
- В том случае, если алгоритм индексации закреплен в локальных актах, судья по требованию работника может самостоятельно произвести расчет и постановить взыскать результат подсчетов.
- Не проводить ни в какой форме повышение реального содержания зарплат работников нельзя. Это образует состав правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ с риском санкции для предприятия до 50 000 рублей.
Из всего изложенного следует: каждый работодатель обязан индексировать оплату труда своих работников.
Но единственная норма Трудового кодекса РФ, заставляющая его это делать, допускает свободу действий и фактически безнаказанное бездействие со стороны руководства предприятий в отсутствие законодательно утвержденных требований о периодичности переоценки зарплат, их размера и других параметров.
Следует отметить, что в обсуждаемую статью 134 ТК РФ последний раз изменения вносились в 2014 году, то есть десять лет назад. За это время количество споров в судах по поводу взыскания недоплаченной зарплаты из-за отсутствия индексации не уменьшилось. Суды часто оказываются не на стороне работников. Но в то же время и не отменяют штрафы ГИТ за нарушения трудового законодательства.
То есть, с одной стороны остается продекларированная обязанность повышать зарплаты, а с другой – продолжает иметь место свобода действий (а чаще – бездействия) работодателей в этой области регулирования.
Исходя из отсутствия каких-либо законопроектов об усовершенствовании рассматриваемой нормы права, сложившаяся ситуация и позиции судов вряд ли поменяются в ближайшие годы.
Если вы еще не являетесь пользователем КонсультантПлюс – получите бесплатный пробный доступ ко всем возможностям системы прямо сейчас!
Читайте также - Прогрессивная шкала налога
8 812 334-44-81
пн-пт, 09:00-19:00
Адрес:
191123, г. Санкт-Петербург, м. Чернышевская, Шпалерная, 36
Email: