Новости
Технологии в корпоративном управлении
Успевает ли действующее законодательство за веяниями времени в вопросах корпоративного управления? Как мы видим, по итогам двух лет пандемических ограничений, многие организации пытались приспособиться решать задачи управления бизнес-процессами дистанционно, используя различные механизмы опросов и онлайн голосований. Кроме того, специалисты считают, что подросло то поколение молодых управленцев, для кого ценность времени стала очевидной, а технологии удаленного взаимодействия – привычными. Им гораздо проще осуществлять многие функции дистанционно, чем тратить ценные ресурсы на обеспечение присутствия в определенном месте компании.
Но допускает ли законодательство такие формы решения корпоративных вопросов?
В условиях пандемии и ограничений на очное общение были приняты ряд изменений в законодательство, которые во многом носили временный характер. Вся их суть сводилась к двум моментам:
- возможность переноса сроков для голосования по тем вопросам, по которым четкие сроки установлены законами
- возможность заочно проголосовать по тем вопросам, по которым не допускалась такая форма голосования ранее.
Примером таких изменений в отношении управления коммерческими организациями могут служить следующие нормы: ст. 2 Федерального закона от 7 апреля 2020 г. № 115-ФЗ, Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 297-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 24 февраля 2021 г. № 17-ФЗ и др.
Эти меры временного характера хоть и облегчили во многом ситуацию, однако оставили многие вопросы нерешенными. Например, как правильно оформлять документально проведение общих собраний акционеров или заседаний коллегиальных органов управления в форме дистанционного присутствия, как фиксировать идентификацию присутствующих, как отличать голосование путем опроса от голосования при присутствии онлайн на заседании и многие другие.
Вопросы породили ряд законодательных инициатив, в частности, о внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» о голосовании на собраниях при одновременном дистанционном присутствии членов, но без определения конкретного места присутствия. Многие из них не прошли требуемые законотворческие процедуры и не были приняты в итоге. Но обсуждение этих законодательных инициатив и конкретных вопросов (например, как расценивать ситуацию, когда часть членов коллегиального органа присутствуют очно, а часть дистанционно), привело к тому, что нормы права было решено унифицировать и распространить не только на корпоративное управление.
Тогда Федеральным законом № 225-ФЗ в Гражданский кодекс РФ введено положение статьи 181.2, согласно которому члены любых гражданско-правовых сообществ могут участвовать в заседании дистанционно и голосовать через использование электронных или иных технических средств. Правда, при этом придется использовать способы, позволяющие однозначно идентифицировать участвующее в голосовании и заседании лицо. Такие способы могут быть установлены законом или самим гражданско-правовым сообществом. Кстати, этим же нормативным актом разделены понятия «заседание» и «собрание».
Таким образом, дистанционное участие в любых заседаниях и собраниях в настоящее время установлено в ГК РФ. Будут ли приняты специальные нормы, касающиеся корпоративного управления в отдельных видах юридических лиц – покажет время.
Следить за актуальной информацией удобно через сервисы справочно-правовой системы Консультант Плюс, где есть возможность получать уведомления о внесении изменений в конкретные нормативные акты.
Ранее сообщалось являются ли санкции форс-мажором.
8 812 334-44-81
пн-пт, 09:00-19:00
Адрес:
191123, г. Санкт-Петербург, м. Чернышевская, Шпалерная, 36
Email: