Новости
Особенности учета затрат на рекламу
Рано или поздно любая компания прибегает к разного рода рекламе в целях продвижения своей продукции, услуг или работ. В связи с тем, что с недавнего времени вступили в силу нововведения об обязательной маркировке рекламы, размещаемой в сети, сейчас многие уделяют пристальное внимание изучению данной темы. Однако не стоит забывать и о другом, не менее важном для бухгалтера моменте, а именно – об учете расходов на продвижение.
Для начала вспомним, что такое реклама - это такая информация, основные цели которой заключаются в создании, а также поддержании его интереса к рекламируемому объекту. Ключевым ее свойством выступает массовость, то есть распространение на всех потенциальных клиентов или покупателей. Способ распространения такой информации может быть любым на усмотрение рекламодателя.
Важно понимать, что с учетом разнообразия рынка на текущий момент любой вид рекламы потребует от заказчика немалых финансовых вливаний, а затраченные на рекламу финансы подлежат не только налоговому, но и в целом бухгалтерскому учету. Если учесть эти факторы, то вопрос отражения денежных средств, потраченных на рекламные кампании, всегда актуален.
Для целей рекламы расходы учитываются по правилам налогового учета статьи 264 Налогового кодекса РФ. Их надлежит включать в «прочие расходы, связанные с производством и реализацией». Эти расходы делят на две категории: первая – нормируемые, и вторая – ненормируемые. Но подлежат учету только те расходы, которые обоснованы для целей получения дохода и подтверждены документами.
Категории ненормируемых расходов строго определены законом:
-
реклама в СМИ (сюда включают и объявления в печатных изданиях, по эфиру радио и по телевидению), в интернете, а также при кино- и видеообслуживании;
-
световая реклама и иная наружная реклама (вывески, например, стенды, баннеры);
-
участие в различных мероприятиях, таких как: выставки, форумы, ярмарки, акции, экспозиции, включая оплату вступительных взносов и разрешения на участие. Помимо прочего, в данную категорию могут входить затраты в целях оформления витрин, выставок, размещение рекламных образцов и оборудование залов для презентаций и мероприятий;
-
изготовление полиграфической продукции: издание брошюр, тиражи каталогов, буклетов или листовок;
-
уценка тех товаров, которые утратили свои изначальные качества во время экспонирования.
Если расходы на продвижение бренда, реализацию товаров, услуг и работ являются расходами перечисленных категорий, то их сумма уменьшает налогооблагаемую базу в ходе расчета налога на прибыль. Иные затраты придется нормировать. Стоит также отметить, что к вопросам учета именно ненормированных расходов на рекламу проверяющие из налоговых органов проявляют особый интерес. Чтобы избежать каких-либо проблем, бухгалтеру рекомендуется быть очень внимательным к документации, подтверждающей затраты на рекламные компании.
Помимо направлений, которых нет в списке, указанном п. 4 ст. 264 НК РФ, к нормированным тратам на рекламу также относят закупку в призовой фонд для победителей на разного рода мероприятиях. Согласно устоявшейся практике, нормированию подлежат также расходы на sms-рассылки, публикацию в каталогах, организация тематических семинаров. Даже траты на консультирование покупателей у торговых точек могут быть признаны в рамках нормированных (постановление АС Московского округа от 05.04.2022 г. № Ф05-5219/22). Норматив установлен в размере 1% от объема выручки от реализации. Рассчитывать предельный размер следует исходя из выручки от реализации без учета НДС и акцизов. Акцентируем внимание также на том, что выручка определяется нарастающим итогом с даты начала налогового периода, а значит и норматив подлежит изменениям.
Особенно важно, что какие-либо рекламные расходы, проведенные с нарушением положений Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», все равно возможно учесть, если они подтверждены должным образом, экономически оправданы и связаны с предпринимательской деятельностью. В дополнение, затраты в виде сумм НДС, начисленного при передаче в рекламных целях продукции дороже ста рублей за единицу, также должны учитываться в составе расходов на рекламу.
Что касается бухгалтерского учета – здесь затраты на рекламу не нормируются, включаются в полной стоимости в том отчетном периоде, в каком они имели место. Разумеется, для их признания также необходимы подтверждающие документы, оформленные должным образом.
С учетом всех нововведений, которым подверглось законодательство о рекламе, рекомендуем особенно внимательно следить за новостями и разъяснениями Роскомнадзора по данному вопросу. Особенно удобно это делать, когда под рукой есть Консультант плюс коммерческая версия. В системе можно выбрать специализированное направление и все информационное наполнение подстроится под конкретные задачи бухгалтера.
8 812 334-44-81
пн-пт, 09:00-19:00
Адрес:
191123, г. Санкт-Петербург, м. Чернышевская, Шпалерная, 36
Email: