Новости
Конфиденциальная информация: важные моменты защиты
Если коммерческая тайна организации была раскрыта из-за действий контрагента, есть возможность привлечь его к ответственности. Распространено мнение, что в таком случае будет просто достаточно подписать соглашение о конфиденциальности, однако это не всегда так. Без соблюдения особых требований законодательства о коммерческой тайне вы не будете защищены.
Расскажем вам, как обезопасить конфиденциальную информацию.
Отличие коммерческой тайны от конфиденциальной информации
Конфиденциальная информация включает в себя более широкий спектр данных, чем коммерческая тайна. Это важно учитывать, чтобы понимать, какая информация защищена законом по умолчанию, а для какой требуется введение режима коммерческой тайны.
Конфиденциальная информация включает в себя следующие виды данных:
- Персональные данные.
- Профессиональная тайна.
- Коммерческая тайна.
- Служебная тайна.
- Государственная тайна.
Коммерческая тайна является видом конфиденциальной информации и относится к той информации, которая помогает организации успешно развиваться, получать прибыль и занимать лидирующие позиции на рынке.
Точного определения законом, что именно относится к коммерческой тайне нет, и компании самостоятельно принимают решение о том, какие данные для них наиболее ценны. Такой информацией могут являться сведения о контрагентах, ценовая политика организации, порядок проведения переговоров, клиентские базы и многое другое.
Однако существует перечень информации, которую запрещено засекречивать:
- Сведения из учредительных документов.
- Численность и состав работников, открытые вакансии, система оплаты и условия труда (например, нельзя засекречивать локальные нормативные акты).
- Список лиц, имеющих право представлять организацию без доверенности (обычно это генеральный директор, но могут быть и другие лица).
- Сведения о компании, которые содержат информацию о нарушениях законодательства и привлечении к ответственности.
- Другие данные, если закон запрещает ограничивать доступ к ним.
Защита коммерческой тайны
Для создания режима коммерческой тайны необходимо предпринять следующие шаги:
1. Разработать и утвердить положение о коммерческой тайне
Это внутренний документ, в котором прописываются правила обращения с секретной информацией внутри компании и при взаимодействии с контрагентами. Сотрудники должны ознакомиться с положением и подписать соответствующие документы. Копия положения должна быть передана контрагентам, с которыми подписано соглашение о конфиденциальности.
В положении следует указать:
- информацию, относящуюся к коммерческой тайне;
- сотрудников, имеющих доступ к этой информации;
- способы хранения и защиты коммерческой тайны от утечек;
- правила работы с конфиденциальной информацией, включая ограничения и запреты (например, запрет на передачу паролей третьим лицам или использование коммерческой тайны в личных целях);
- процедуру передачи конфиденциальной информации третьим лицам (например, заполнение специального журнала сотрудниками, фиксирующими информацию о передаче).
Срок действия положения может быть указан или нет, в зависимости от предпочтений компании. Если срок не указан, положение будет действовать бессрочно. Если же срок определён, необходимо контролировать его соблюдение и своевременно утверждать новые положения при необходимости.
2. Установление порядка передачи конфиденциальной информации контрагентам
Вам следует заключить с контрагентом, которому вы хотите передать конфиденциальную информацию, соответствующее соглашение. Это может быть как отдельный документ, так и пункт в договоре, указывающий, что контрагент не будет раскрывать полученные данные.
Включите следующие пункты в соглашение о конфиденциальности:
- Перечень конфиденциальных сведений.
- Обязательство контрагента не раскрывать эту информацию.
- Ответственность за разглашение (штраф, возможно возмещение убытков в полном объёме или другой подходящий вариант);
- Порядок передачи информации.
- Порядок использования информации (например, указание на то, что данные могут использоваться только для исполнения договора, и контрагент не имеет права использовать их для собственной выгоды);
- Правила, которые контрагенту необходимо соблюдать для защиты полученной конфиденциальной информации. Укажите, что он должен ввести режим коммерческой тайны в своей организации;
Срок действия соглашения. Закон не устанавливает определённый срок, поэтому вы можете выбрать любой или не указывать вовсе, тогда он будет бессрочным.
В КонсультантПлюс вы можете ознакомиться с формой, разработанной экспертами КонсультантПлюс, которая максимально снижает ваши риски – форма соглашения о неразглашении конфиденциальной информации.
3. Наносить гриф «Коммерческая тайна» на материальные носители
Данное требование предписано законом. Гриф должен содержать полное название компании, её местонахождение и фразу «Коммерческая тайна». Мы перечислили обязательные сведения, но можно добавить и дополнительные. Например, срок действия режима коммерческой тайны (статья 10 закона о коммерческой тайне).
Можно разработать специальный штамп или включать этот гриф в реквизиты документов.
Чтобы узнать, как подтвердить факт разглашения коммерческой тайны и в каких случаях нельзя наказывать виновного сотрудника, прочитайте статью «Коммерческая тайна как объект защиты» на сайте КонсультантПлюс.
СПС КонсультантПлюс поможет работодателям понять, как правильно защитить коммерческую тайну и избежать возможных юридических проблем в случае разглашения информации сотрудниками. Вся необходимая информация содержится в статье “Коммерческая тайна как объект защиты”.
Также материалы помогут разобраться как можно подтвердить, что произошло разглашение коммерческой тайны и случаи, в которых нельзя наказывать виновного сотрудника.
Если вы еще не являетесь пользователем КонсультантПлюс – получите бесплатный пробный доступ ко всем возможностям системы прямо сейчас!
Читайте также - Как меняются коды для уведомлений об исчисленных налогах с 3 мая 2024 года?
8 812 334-44-81
пн-пт, 09:00-19:00
Адрес:
191123, г. Санкт-Петербург, м. Чернышевская, Шпалерная, 36
Email: