Вопрос-ответ
« Вернуться назад
Миграционный учет: Сотрудник иностранец выехал с территории Российской Федерации, в настоящее время работник не вернулся, так как закрыты границы, к работе приступить не может, срок действия патента закончился. Какие действия работодателя в такой ситуации?
Согласно ст. 327.5 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в случае окончания срока действия вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - в отношении постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ основанием прекращения трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим в РФ, является окончание срока действия вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, если иностранный гражданин не продлит срок действия вида на жительство в РФ, то организация вправе его уволить в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ в связи с окончанием срока действия вида на жительство в РФ.
Полагаем, что в самом запросе ест некий недочет ""срок действия патента закончился 14.04.2020"". Либо срок закончился 14.03.2020 г., либо закончится 14.04.2020 г.
Необходимо решить вопрос об оформлении отсутствия работника.
Если речь идет о 14.03.2020 г., то с 15.03.2020 г. - 14.04.2020 г. необходимо издать приказ об отстранении. В дальнейшем речь идет об увольнении.
Если о 14.04.2020 г. говорить, то с 24.03.2020 г. - 14.04.2020 г. - либо оформить как ""НН"", либо как отпуск з свой счет. Далее с 14.04.2020 г. - отстранение на 1 месяц в виду отсутствия патента.
Однако стоит учитывать тот факт, что ""НН"" влечет за собой оформление процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности по причине прогула. Но в данном случае, говорить о прогуле не представляется возможным из-за сложившейся ситуации (ограничение възда из других стран из-за коронавируса). Полагаем, что в данном случае, невозможность въезда для продолжения работы будет расценено как форс-мажор (оьстоятельство непреодолимой силы).
Обращаем Ваше внимание на то, что на данный момент практических разъяснений именно по взаимоувязки ""форс-мажора и трудовых отношений"" не утверждено.
Для примера в части корпоративных (гражданско-правовых) отношений:
Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) - это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство, сделавшее невозможным исполнение обязательства.
Это обстоятельства, которые одновременно являются чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях, при этом (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7, Постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12):
- чрезвычайность - это исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого в конкретных условиях является необычным. Это выход за пределы нормального, обыденного, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах;
- непредотвратимость означает, что любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Непредотвратимость должна быть объективной, а не субъективной.
Таким образом, воздействие таких обстоятельств, которые в деловой практике также называют форс-мажором или форс-мажорными обстоятельствами, происходит извне и не зависит от воли людей.
Обратите внимание, что, если вы в договоре какое-либо обстоятельство назвали форс-мажорным, это не всегда означает, что оно будет признано таковым при разрешении судом возникшего спора. В каждом случае суд будет выяснять: является ли обстоятельство чрезвычайным и непредотвратимым, мог ли должник что-то изменить, избежать последствий.
Для внешнеторговых контрактов примерный перечень обстоятельств непреодолимой силы установлен в п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы. В него включены стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций и другие не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
При этом при разрешении споров между российскими организациями суд может руководствоваться этим же перечнем (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2014 N Ф07-6569/2013).
С точки зрения российского законодательства, эпидемию коронавируса можно расценивать, как обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).
Если государством были официально введены административные ограничения, то именно они и будут признаны форс-мажором, а не собственно эпидемия.
Так, например, п. 8(1). Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ ""О введении режима повышенной готовности"" установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ ""О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"", который является обстоятельством непреодолимой силы.
В Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 ""О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"" и Постановлении Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 16.03.2020 N 2 ""О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, в городе Санкт-Петербурге""
подобная формулировка отсутствует. Следовательно, на территории Санкт-Петербурга распространение коронавирусной инфекции не признано чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством (форс-мажором).
На федеральном уровне в настоящее время Правительство вводит режим ""форс-мажор"" в случае неисполнения госконтрактов и внешнеторговых сделок из-за пандемии коронавируса.
Также рекомендуем получить разъяснения органа миграции в сложившейся ситуации."
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ основанием прекращения трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим в РФ, является окончание срока действия вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, если иностранный гражданин не продлит срок действия вида на жительство в РФ, то организация вправе его уволить в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ в связи с окончанием срока действия вида на жительство в РФ.
Полагаем, что в самом запросе ест некий недочет ""срок действия патента закончился 14.04.2020"". Либо срок закончился 14.03.2020 г., либо закончится 14.04.2020 г.
Необходимо решить вопрос об оформлении отсутствия работника.
Если речь идет о 14.03.2020 г., то с 15.03.2020 г. - 14.04.2020 г. необходимо издать приказ об отстранении. В дальнейшем речь идет об увольнении.
Если о 14.04.2020 г. говорить, то с 24.03.2020 г. - 14.04.2020 г. - либо оформить как ""НН"", либо как отпуск з свой счет. Далее с 14.04.2020 г. - отстранение на 1 месяц в виду отсутствия патента.
Однако стоит учитывать тот факт, что ""НН"" влечет за собой оформление процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности по причине прогула. Но в данном случае, говорить о прогуле не представляется возможным из-за сложившейся ситуации (ограничение възда из других стран из-за коронавируса). Полагаем, что в данном случае, невозможность въезда для продолжения работы будет расценено как форс-мажор (оьстоятельство непреодолимой силы).
Обращаем Ваше внимание на то, что на данный момент практических разъяснений именно по взаимоувязки ""форс-мажора и трудовых отношений"" не утверждено.
Для примера в части корпоративных (гражданско-правовых) отношений:
Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) - это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство, сделавшее невозможным исполнение обязательства.
Это обстоятельства, которые одновременно являются чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях, при этом (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7, Постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12):
- чрезвычайность - это исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого в конкретных условиях является необычным. Это выход за пределы нормального, обыденного, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах;
- непредотвратимость означает, что любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Непредотвратимость должна быть объективной, а не субъективной.
Таким образом, воздействие таких обстоятельств, которые в деловой практике также называют форс-мажором или форс-мажорными обстоятельствами, происходит извне и не зависит от воли людей.
Обратите внимание, что, если вы в договоре какое-либо обстоятельство назвали форс-мажорным, это не всегда означает, что оно будет признано таковым при разрешении судом возникшего спора. В каждом случае суд будет выяснять: является ли обстоятельство чрезвычайным и непредотвратимым, мог ли должник что-то изменить, избежать последствий.
Для внешнеторговых контрактов примерный перечень обстоятельств непреодолимой силы установлен в п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы. В него включены стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций и другие не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
При этом при разрешении споров между российскими организациями суд может руководствоваться этим же перечнем (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2014 N Ф07-6569/2013).
С точки зрения российского законодательства, эпидемию коронавируса можно расценивать, как обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).
Если государством были официально введены административные ограничения, то именно они и будут признаны форс-мажором, а не собственно эпидемия.
Так, например, п. 8(1). Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ ""О введении режима повышенной готовности"" установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ ""О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"", который является обстоятельством непреодолимой силы.
В Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 ""О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"" и Постановлении Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 16.03.2020 N 2 ""О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, в городе Санкт-Петербурге""
подобная формулировка отсутствует. Следовательно, на территории Санкт-Петербурга распространение коронавирусной инфекции не признано чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством (форс-мажором).
На федеральном уровне в настоящее время Правительство вводит режим ""форс-мажор"" в случае неисполнения госконтрактов и внешнеторговых сделок из-за пандемии коронавируса.
Также рекомендуем получить разъяснения органа миграции в сложившейся ситуации."
Остались вопросы?