Новости
Воинский учёт с ноября 2024 года электронный реестр и онлайн-отчёты
С 1 ноября информация по воинскому учёту должна предоставляться в электронном виде через интернет. В этот же день начнёт работать электронный реестр, в который будут загружаться отчёты работодателей. Однако в законодательстве нет чётких указаний о сохранении возможности подачи отчётов на бумажных носителях. Контролирующие органы также не предоставили разъяснений по этому вопросу.
Работодатели, ведущие воинский учёт
Воинский учёт (ВУ) обязателен для компаний, в которых работают сотрудники, относящиеся к следующим категориям (п. 14 Положения о воинском учёте, утверждённого постановлением Правительства РФ от 27.11.06 № 719; далее — Положение № 719).
Призывники: мужчины в возрасте от 18 до 30 лет, обязанные состоять на ВУ и не находящиеся в запасе.
Военнообязанные: мужчины в запасе, выпускники федеральных ВУЗов с военной кафедрой, женщины с военно-учётными специальностями и другие.
Важно! Если в компании нет ни одного призывника или «запасника», ВУ можно не вести
Для ИП воинский учет не является обязательным, согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ). В этой норме указаны лица, которые должны вести ВУ. Предприниматели в ней не упоминаются. Однако военкоматы все равно часто требуют от ИП вести воинский учёт.
Электронный реестр
Одна из задач работодателя в рамках воинского учёта — предоставление информации в военный комиссариат. До недавнего времени эта информация передавалась на бумажных носителях. Однако летом прошлого года была введена обязанность для военкоматов вести электронный реестр воинского учёта, а работодателей-юридических лиц — предоставлять отчётность по воинскому учёту в электронной форме. При этом до ноября 2024 года электронный реестр не функционировал, и у работодателей не было технической возможности передавать в него данные.
С ноября 2024 года планируется запуск электронного реестра воинского учёта (пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 19 апреля 2024 года № 506). Пока неясно, в каком формате работодатели будут предоставлять отчётность. Возможно, придётся одновременно сдавать бумажные и электронные отчёты.
На данный момент официальных разъяснений по этому вопросу нет, но мы надеемся, что они появятся в ближайшее время.
Важно! Информация о лицах, подлежащих воинскому учёту, должна поступать в электронный реестр из МВД, налоговой службы и других государственных органов. Данные, полученные от работодателей, также будут внесены в этот реестр.
Отчеты в военкомат в электронном виде
С ноября 2024 года необходимо предоставлять информацию в электронном виде согласно п. 32.1 Положения № 719.
Вот какие сведения нужно подавать:
-
Принятие на работу и увольнение сотрудников, подлежащих воинскому учёту, в течение 5 дней после устройства или увольнения (форма из приложения № 2 к Положению № 719).
-
Изменение данных о сотрудниках: образование, семейное положение, должность, структурное подразделение, место жительства или пребывания, состояние здоровья (форма из приложения № 13 к методическим рекомендациям, утверждённым Генштабом ВС РФ 11.07.17) в течение 5 дней после изменений.
-
Информация о гражданах, состоящих на воинском учёте, а также о тех, кто обязан встать на учёт (форма из приложения № 10 к методическим рекомендациям Генштаба) в течение 2 недель после получения запроса из военкомата.
-
Сообщение о выявлении гражданина, который обязан встать на воинский учёт (форма из приложения № 10 к методическим рекомендациям Генштаба) в течение 3 рабочих дней после обнаружения (п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ).
Обратите внимание, что изменения не касаются списков юношей, которым в следующем году исполнится 17 лет, и их первоначального учёта.
После 1 ноября эти данные по-прежнему нужно предоставлять только в бумажном виде. ООО должны передавать информацию по запросу военкомата в соответствии с формами, указанными в приложениях № 6 и № 7 к Положению № 719.
Подготовка к переходу к электронной отчетности
К сожалению, полная ясность о том, как именно работодатели должны предоставлять информацию в электронный реестр воинского учёта, отсутствует. Согласно пункту 32.1 Положения № 719, отчёты в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), должны быть направлены, среди прочего, через портал государственных и муниципальных услуг.
Это означает, что помимо использования портала Госуслуг, работодателям могут быть доступны и другие способы передачи данных. Тем не менее, электронная отчётность по воинскому учёту должна быть подписана УКЭП сотрудника, ответственного за её ведение.
В связи с этим организациям следует предпринять следующие шаги:
-
Назначить сотрудника, который будет отвечать за передачу информации в реестр. Если за воинский учёт в компании отвечают несколько человек, можно распределить эту ответственность между несколькими работниками.
-
Выдать сертификаты электронной подписи каждому сотруднику, ответственному за передачу данных в реестр воинского учёта. Если с реестром будет работать не руководитель, а другой работник, необходимо оформить машиночитаемую доверенность.
Важно! Нарушения при сдаче отчётности по воинскому учёту могут привести к штрафам:
-
непредоставление военкомату списка молодых людей, подлежащих первоначальной постановке на учёт: для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — от 350 000 до 400 000 рублей (статья 21.1 КоАП РФ);
-
непредоставление (несвоевременное предоставление) информации, необходимой для ведения воинского учёта: для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей (статья 21.4 КоАП РФ).
КонсультантПлюс может помочь специалисту при ведении воинского учёта, предоставляя актуальную информацию, инструкции, шаблоны документов и систему автоматических оповещений о правовых изменениях.
Если вы еще не являетесь пользователем КонсультантПлюс – получите бесплатный пробный доступ ко всем возможностям системы прямо сейчас!
Читаете также - Как не допустить «самоволок» в праздники?
8 812 334-44-81
пн-пт, 09:00-19:00
Адрес:
191123, г. Санкт-Петербург, м. Чернышевская, Шпалерная, 36
Email: