Промежуточная бухгалтерская отчетность – это пакет финансовых документов, подготавливаемый за период, не равный полному календарному году. В отличие от годовой отчетности, её формирование обязательно не для всех организаций. В данной статье мы рассмотрим, кто и в каких случаях должен подготавливать промежуточную бухгалтерскую отчетность в 2025 году, опираясь на действующее законодательство.
Обязанность по формированию промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности возлагается на определенные категории организаций, четко обозначенные в законодательстве Российской Федерации:
• Эмитенты публично размещаемых ценных бумаг: акционерные общества, осуществившие публичное размещение акций или облигаций (включая те, чьи ценные бумаги ранее были публично размещены и продолжают обращаться на рынке).
• Кредитные организации: банки, небанковские кредитные организации (НКО), микрофинансовые организации (МФО), включенные в соответствующий реестр Центрального Банка РФ.
• Страховые компании: страховщики (за исключением организаций, занимающихся исключительно страхованием жизни).
• Негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
• Управляющие компании (УК) инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
• Клиринговые организации.
• Организации, чьи ценные бумаги допущены к торгам: компании, акции или облигации которых включены в котировальные списки фондовых бирж.
• Иные организации, для которых обязанность установлена федеральными законами: к этой категории могут относиться, например, отдельные государственные компании или корпорации, если это прямо установлено регулирующими их деятельность законами.
Важно отметить: обязанность составления промежуточной отчетности возникает только при наличии одного из указанных признаков. Для прочих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составление промежуточной бухгалтерской отчетности является добровольным, за исключением случаев, когда это предусмотрено их учредительными документами или решениями собственников.
Промежуточная отчетность формируется на ежеквартальной основе, а именно за следующие периоды:
• первый квартал (январь - март);
• полугодие / второй квартал (январь - июнь);
• девять месяцев / третий квартал (январь - сентябрь).
Единые федеральные сроки предоставления промежуточной бухгалтерской отчетности в государственные органы (аналогичные срокам предоставления годовой отчетности в ФНС и Росстат) не установлены.
Сроки предоставления определяются следующими факторами:
1. Для эмитентов ценных бумаг: Конкретные сроки раскрытия промежуточной отчетности регулируются Положением Банка России No 714-П. Как правило, квартальная отчетность (за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев) должна быть раскрыта в течение 60 календарных дней после окончания соответствующего отчетного периода. Для годовой отчетности предусмотрены другие сроки.
2. Для кредитных и страховых организаций, НПФ, УК: Специфические сроки представления отчетности устанавливаются нормативными актами Центрального Банка РФ (ЦБ РФ), осуществляющего их регулирование.
3. Для внутренних целей или по требованию учредителей/акционеров: Сроки могут быть определены внутренними регламентами организации (например, уставом, положением об отчетности) или решением собственников.
Минимальный обязательный состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности включает:
• бухгалтерский баланс;
• отчет о финансовых результатах.
Организация имеет право дополнить состав промежуточной отчетности другими приложениями (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения), если это предусмотрено законодательством (например, для эмитентов) или признается необходимым для пользователей отчетности.
Формирование промежуточной бухгалтерской отчетности должно осуществляться, опираясь на следующие нормативные документы и принципы:
• Федеральный закон от 06.12.2011 No 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
• принятые в организации стандарты и положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты бухгалтерского учета - РСБУ, либо международные стандарты финансовой отчетности - МСФО, в случае, если компания обязана или имеет право их применять);
• утвержденная учетная политика организации, определяющая конкретные методы и принципы ведения бухгалтерского учета.
Важно отметить, что промежуточная бухгалтерская отчетность не подлежит обязательному аудиту в соответствии с Федеральным законом No 402-ФЗ и Федеральным законом от 30.12.2008 No 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Обязательная аудиторская проверка проводится исключительно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Тем не менее, проведение аудита промежуточной отчетности может быть инициировано в следующих случаях:
• в соответствии с требованиями законодательства для определенных категорий организаций (например, для эмитентов при наступлении определенных обстоятельств).
• по решению руководства или собственников компании с целью повышения уровня доверия к предоставляемой информации со стороны пользователей, таких как инвесторы или кредиторы.
В случае нарушения установленных сроков и правил составления промежуточной отчетности, предусматривается ответственность:
• в соответствии с нормами отраслевого законодательства: для эмитентов – за нарушение сроков раскрытия информации (статья 15.19 КоАП РФ); для кредитных учреждений и иных субъектов, подконтрольных ЦБ РФ – в соответствии с нормами законодательства, регулирующего финансовые рынки и банковскую деятельность.
• в соответствии с общими нормами КоАП РФ: за допущение грубых нарушений правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности (статья 15.11 КоАП РФ), в случае, если данные нарушения были выявлены в промежуточной отчетности (хотя, как правило, санкции по данной статье применяются к нарушениям, выявленным в годовой отчетности).
В заключение: обязанность формировать промежуточную бухгалтерскую отчетность в 2025 году возложена на четко определенный круг организаций, преимущественно осуществляющих деятельность на финансовом рынке или осуществивших публичное размещение ценных бумаг.
Для всех остальных компаний это является правом, а не обязательством. Сроки предоставления и состав отчетности регламентируются не бухгалтерским, а иным законодательством либо внутренними решениями организации. Проведение обязательного аудита в отношении такой отчетности не предусмотрено.
Если хотите разобраться подробнее в регулировании деятельности ООО - оставьте заявку и наш сотрудник поможет найти в КонсультантПлюс справочную информацию.
Если вы еще не являетесь пользователем КонсультантПлюс - получите бесплатный пробный доступ на 2 дня прямо сейчас!
Читайте также - Как понять, грозит ли вашей компании выездная налоговая проверка: 12 ключевых критериев от ФНС
8 812 334-44-81
пн-пт, 09:00-19:00
Адрес:
191167, г. Санкт-Петербург, м. Площадь Александра Невского 1/2, наб. Обводного канала, 23, лит.Б, пом.1-Н
Email: