Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д.23, лит.Б, пом.1-Н
8 812 334-44-81
пн-пт, 09:00-19:00

Новости

Промежуточная бухгалтерская отчетность в 2025 году: кому и когда предоставлять
7 июля 2025

Промежуточная бухгалтерская отчетность в 2025 году: кому и когда предоставлять


Промежуточная бухгалтерская отчетность – это пакет финансовых документов, подготавливаемый за период, не равный полному календарному году. В отличие от годовой отчетности, её формирование обязательно не для всех организаций. В данной статье мы рассмотрим, кто и в каких случаях должен подготавливать промежуточную бухгалтерскую отчетность в 2025 году, опираясь на действующее законодательство.

1. Обязанность составления промежуточной отчетности

Обязанность по формированию промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности возлагается на определенные категории организаций, четко обозначенные в законодательстве Российской Федерации:

•  Эмитенты публично размещаемых ценных бумаг: акционерные общества, осуществившие публичное размещение акций или облигаций (включая те, чьи ценные бумаги ранее были публично размещены и продолжают обращаться на рынке).

•  Кредитные организации: банки, небанковские кредитные организации (НКО), микрофинансовые организации (МФО), включенные в соответствующий реестр Центрального Банка РФ.

•  Страховые компании: страховщики (за исключением организаций, занимающихся исключительно страхованием жизни).

•  Негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

•  Управляющие компании (УК) инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

•  Клиринговые организации.

•  Организации, чьи ценные бумаги допущены к торгам: компании, акции или облигации которых включены в котировальные списки фондовых бирж.

•  Иные организации, для которых обязанность установлена федеральными законами: к этой категории могут относиться, например, отдельные государственные компании или корпорации, если это прямо установлено регулирующими их деятельность законами.

Важно отметить: обязанность составления промежуточной отчетности возникает только при наличии одного из указанных признаков. Для прочих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составление промежуточной бухгалтерской отчетности является добровольным, за исключением случаев, когда это предусмотрено их учредительными документами или решениями собственников.

2. Отчетные периоды

Промежуточная отчетность формируется на ежеквартальной основе, а именно за следующие периоды:

•  первый квартал (январь - март);

•  полугодие / второй квартал (январь - июнь);

•  девять месяцев / третий квартал (январь - сентябрь).

3. Сроки предоставления отчетности

Единые федеральные сроки предоставления промежуточной бухгалтерской отчетности в государственные органы (аналогичные срокам предоставления годовой отчетности в ФНС и Росстат) не установлены.

Сроки предоставления определяются следующими факторами:

1. Для эмитентов ценных бумаг: Конкретные сроки раскрытия промежуточной отчетности регулируются Положением Банка России No 714-П. Как правило, квартальная отчетность (за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев) должна быть раскрыта в течение 60 календарных дней после окончания соответствующего отчетного периода. Для годовой отчетности предусмотрены другие сроки.

2. Для кредитных и страховых организаций, НПФ, УК: Специфические сроки представления отчетности устанавливаются нормативными актами Центрального Банка РФ (ЦБ РФ), осуществляющего их регулирование.

3. Для внутренних целей или по требованию учредителей/акционеров: Сроки могут быть определены внутренними регламентами организации (например, уставом, положением об отчетности) или решением собственников.

4. Состав промежуточной отчетности

Минимальный обязательный состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности включает:

•  бухгалтерский баланс;

•  отчет о финансовых результатах.

Организация имеет право дополнить состав промежуточной отчетности другими приложениями (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения), если это предусмотрено законодательством (например, для эмитентов) или признается необходимым для пользователей отчетности.

5. Правила составления промежуточной отчетности

Формирование промежуточной бухгалтерской отчетности должно осуществляться, опираясь на следующие нормативные документы и принципы:

•  Федеральный закон от 06.12.2011 No 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

•  принятые в организации стандарты и положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты бухгалтерского учета - РСБУ, либо международные стандарты финансовой отчетности - МСФО, в случае, если компания обязана или имеет право их применять);

•  утвержденная учетная политика организации, определяющая конкретные методы и принципы ведения бухгалтерского учета.

6. Аудит промежуточной отчетности

Важно отметить, что промежуточная бухгалтерская отчетность не подлежит обязательному аудиту в соответствии с Федеральным законом No 402-ФЗ и Федеральным законом от 30.12.2008 No 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Обязательная аудиторская проверка проводится исключительно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Тем не менее, проведение аудита промежуточной отчетности может быть инициировано в следующих случаях:

•  в соответствии с требованиями законодательства для определенных категорий организаций (например, для эмитентов при наступлении определенных обстоятельств).

•  по решению руководства или собственников компании с целью повышения уровня доверия к предоставляемой информации со стороны пользователей, таких как инвесторы или кредиторы.

7. Ответственность за нарушения

В случае нарушения установленных сроков и правил составления промежуточной отчетности, предусматривается ответственность:

•  в соответствии с нормами отраслевого законодательства: для эмитентов – за нарушение сроков раскрытия информации (статья 15.19 КоАП РФ); для кредитных учреждений и иных субъектов, подконтрольных ЦБ РФ – в соответствии с нормами законодательства, регулирующего финансовые рынки и банковскую деятельность.

•  в соответствии с общими нормами КоАП РФ: за допущение грубых нарушений правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности (статья 15.11 КоАП РФ), в случае, если данные нарушения были выявлены в промежуточной отчетности (хотя, как правило, санкции по данной статье применяются к нарушениям, выявленным в годовой отчетности).

В заключение: обязанность формировать промежуточную бухгалтерскую отчетность в 2025 году возложена на четко определенный круг организаций, преимущественно осуществляющих деятельность на финансовом рынке или осуществивших публичное размещение ценных бумаг.

Для всех остальных компаний это является правом, а не обязательством. Сроки предоставления и состав отчетности регламентируются не бухгалтерским, а иным законодательством либо внутренними решениями организации. Проведение обязательного аудита в отношении такой отчетности не предусмотрено.


Если хотите разобраться подробнее в регулировании деятельности ООО - оставьте заявку и наш сотрудник поможет найти в КонсультантПлюс справочную информацию.

Если вы еще не являетесь пользователем КонсультантПлюс - получите бесплатный пробный доступ на 2 дня прямо сейчас!


Читайте также - Как понять, грозит ли вашей компании выездная налоговая проверка: 12 ключевых критериев от ФНС




 


Возврат к списку

Получите бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс и всему сервису для клиентов:

8 812 334-44-81
пн-пт, 09:00-19:00

Адрес:

191167, г. Санкт-Петербург, м. Площадь Александра Невского 1/2, наб. Обводного канала, 23, лит.Б, пом.1-Н

Email:

info@spbcons.ru