Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, 36
8 812 334-44-81
пн-пт, 09:00-19:00

Новости

Об особенностях закупок одноименных товаров, работ или услуг у одного и того же контрагента по Закону № 44-ФЗ
14 марта 2023

Об особенностях закупок одноименных товаров, работ или услуг у одного и того же контрагента по Закону № 44-ФЗ


Законодатели не предусмотрели в тексте закона о госзакупках норм, ограничивающих по количеству контракты на приобретение одних и тех же товаров, работ или услуг, в частности подписанные тем же контрагентом одним днем либо в течение какого-то промежутка времени.


Ограничение суммы

По смыслу пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ ограничение суммы до 600 тысяч рублей (до 3 миллионов рублей при проведении закупки на электронной площадке согласно ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) вводится в отношении суммы одной закупки (контракта), а не какого-то определенного вида товара или услуг, приобретаемых у единственного контрагента в течение определенного времени, в том числе и на основании нескольких соглашений.

Исходя из этого, неоднократное подписание на основании вышеупомянутой нормы контрактов на приобретение схожих товаров и услуг общей стоимостью более 600 тысяч рублей согласуется с нормами закона о госзакупках. 

К аналогичным выводам пришли и специалисты Минфина России в письмах от 17 ноября 2017 года № 24-02-06/76580 и от 08 июня 2022 года № 24-01-07/54275. Кроме того, соответствующая позиция нашла свое отражение и в судебной, и в административной практике. К примеру, постановление УФАС по Краснодарскому краю от 17 марта 2020 года № 023/04/7.29-1004/2020, решение УФАС по Республике Алтай от 27 октября 2021 года № 51.


Многократное приобретение объекта закупки у одного и того же поставщика/исполнителя

Специалисты ФАС России в письме от 14 ноября 2019 года № ИА/100041/19 дали разъяснения, согласно которым многократное приобретение одноименного объекта закупки у одного и того же поставщика/исполнителя не идет в разрез с нормами законодательства о закупках при условии, что такие действия - не результат антиконкурентного соглашения.

Помимо прочего, в данном документе специалисты антимонопольной службы подчеркнули: 

при заключении нескольких соглашений для закупок в сфере строительства, реконструкции, капремонта не стоит забывать о том, что их выполнение предусматривается с учетом единой проектной документации либо в рамках выделенного в ней раздела. Так по факту может происходить в целях ухода от проведения конкурентных процедур.

Подобные действия со стороны заказчика уже могут быть признаны нарушающими положения закона о защите конкуренции, а именно ст. 16 закона от 26 июня 2006 года № 135-ФЗ.


Разделение единого заказа на несколько схожих

В противовес этому представим другой подход. Как мы знаем, закупать что-то у одного и того же контрагента можно лишь в качестве исключения из общего правила. В этой связи как суды, так и контролирующие органы вправе принимать во внимание правовую позицию, которая сформулировал Президиума ВАС РФ от 12 июля 2011 года № 2518/11. Согласно этому документу разбивать единый заказ на несколько схожих с целью ухода от проведения торгов неприемлемо.

Хотя вышеуказанная позиция и была сформирована применительно к п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, который на настоящее время утратил свою силу, она не теряет актуальности и на сегодняшний день. 

В случае применения вышеописанного подхода несколько аналогичных соглашений могут быть признаны недействительными. А контрагентам при таком раскладе суд вполне может отказать во взыскании с заказчика оплаты по контрактам, в которых нашли искусственное дробление заказа на несколько смежных закупок (например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2021 года № Ф08-12713/21).

Тем временем контролирующие органы вполне могут разглядеть в нескольких похожих заключенных контрактах одну закупку, для которой заказчик выбрал неприемлемый способ определения контрагента. 

Выявить факты искусственного дробления предмета закупки как проверяющие, так и суд вполне могут и в отношении нескольких контрактов, по которым можно судить о том, что они с технической точки зрения или функционально дополняют друг друга.

В отношении законодательства о закупках в РФ особенно важно держать руку на пульсе и быть в курсе всех последних нововведений. Рекомендуем воспользоваться системой поиска в КонсультантПлюс и ознакомиться с подборкой наиболее важных документов по данному вопросу.

Так, в системе для удобства пользователей представлено большое количество нормативно–правовых актов, форм документов, статей и консультаций экспертов, в которых можно найти ответы на все интересующие вопросы.

Если вы еще не являетесь пользователем системы - получите пробный доступ ко всем возможностям КонсультантПлюс прямо сейчас!


Читайте также - Как начисляются штрафы в 2023 году

Возврат к списку

Получите бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс и всему сервису для клиентов:

8 812 334-44-81
пн-пт, 09:00-19:00

Адрес:

191123, г. Санкт-Петербург, м. Чернышевская, Шпалерная, 36

Email:

[email protected]