Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, 36
8 812 334-44-81
пн-пт, 09:00-19:00

Новости

Некоторые тонкости при «дроблении» закупки на несколько договоров
29 июля 2022

Некоторые тонкости при «дроблении» закупки на несколько договоров


Некоторые тонкости при «дроблении» закупки на несколько договоров

Открытость и гласность - одни из ключевых принципов закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ. В этих целях информацию о закупках необходимо размещать в системе (ЕИС). Исключения из этого правила составляют те закупки, что заключаются с единственным контрагентом и те, которые осуществляются закрытым способом, а также случаи, упомянутые в  чч. 15 и 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Так, согласно п. 1 ч. 15 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ заказчик может не размещать в системе информацию о закупке, если стоимость товаров/работ/услуг по ней не больше 100 тысяч рублей. Или не больше 500 тысяч рублей в том случае, когда выручка заказчика за отчетный год превышает 5 миллиардов рублей. В то же время, упомянутый нормативный акт не устанавливает конкретного порядка для осуществления такой закупки и не регулирует формирование ее предмета.

Но определенные ограничения все же есть. Вытекают они, в первую очередь, из текста Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Так, ч. 3 ст. 17 содержит запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции, которая не связана технологически и функционально с товарами/работами/услугами, а также поставки, выполнение которых являются предметом торгов или запроса котировок.

Что касается собственно «дробления» закупки, конкретного запрета на разделение закупки связанных между собой позиций на предметы нескольких договоров законодательство не содержит. В связи с этим, заказчик в принципе не лишен права осуществить закупку однородных товаров или услуг у разных контрагентов. В первую очередь нужно отталкиваться от того, насколько обоснован с точки зрения потребностей заказчика такой порядок формирования предметов закупки. Аргументами в пользу разделения закупки могут послужить следующие обстоятельства: более высокая стоимость закупки при ее объединении в один лот, а также облегчение процедуры контроля за исполнением договора контрагентом (например, в том случае, когда им является конкретное физлицо, а не организация).

Главное, что важно помнить – процедуру закупки не должны сопровождать ни дискриминация, ни какое-либо необоснованное ограничение конкуренции в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ. В первую очередь, принципами осуществления закупочной деятельности являются эффективное использование денежных средств, развитие добросовестной конкуренции, предотвращение конкуренции и иных злоупотреблений, а также расширение и стимулирование различных и юридических, и физических лиц для участия в закупках.

Необходимо понимать, что ситуация с искусственным разделением товаров/работ/услуг на несколько договоров с целью избежать процедуры конкурентных закупок может быть квалифицирована, как нарушение законодательства РФ, в том числе ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ. Однако обстоятельства, по которым будет признан факт искусственного «дробления» заказчиком единой закупки, могут быть определены только судом в каждом конкретном случае.

При обращении к практике критериями для признания подобного разделения закупки могут являться следующие признаки:

1.      Если одновременно или в течение короткого промежутка времени с одним и тем же контрагентом заключаются договоры на поставку однородных товаров или выполнение одноименных работ (услуг);

2.      Если цена каждой из сделок близка к предельно допустимой, а общая их стоимость значительно превышает указанную сумму;

3.      Если в принципе отсутствуют объективные причины для невозможности проведения торгов или применения иных конкурентных способов закупки.

В заключение отметим, что действия заказчика по разделению закупки все-таки могут быть признаны как ее «искусственное дробление». Однако есть и случаи, когда подобные действия однозначно не приводят ни к ограничению, ни к устранению конкуренции. Таким образом, на сегодняшний день отсутствует конкретная правоприменительная практика. При возникновении подобного спора окончательное решение будет зависеть от судебного усмотрения и конкретных обстоятельств дела.

Если появилась необходимость более тщательно углубиться в данную тему – рекомендуем изучить более детально судебную практику по этому вопросу. Огромный банк судебных актов любых инстанций всех судов содержит в себе одноименный раздел Консультант Плюс коммерческая версия. Благодаря удобному поиску по ключевым словам, найти подходящее решение не составит труда.

Ранее сообщалось об изменениях в теме проведения общих собраний участников и акционеров.


Возврат к списку

Получите бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс и всему сервису для клиентов:

8 812 334-44-81
пн-пт, 09:00-19:00

Адрес:

191123, г. Санкт-Петербург, м. Чернышевская, Шпалерная, 36

Email:

[email protected]