Вопрос-ответ

К какому типу рекламных конструкций относится штендер? Нужно ли согласовывать установку рекламного штендера на тротуар перед кафе, магазином, если штендер будет вмонтирован в поверхность тротуара? С каким органом в Санкт-Петербурге нужно согласовывать установку стационарного штендера? Какая ответственность предусмотрена за самовольную установку рекламной конструкции?
Автор: Ведущий юрист Линии консультаций
Олеся Кущева
Прямо понятие штендер не раскрыто в законе «О рекламе», его можно отнести к иному оборудованию для проекции рекламы, в случае стационарно вмонтированного штендера к иным техническим средствам стабильного территориального размещения. В общем порядке, если штендер не перемещается, установлен стационарно - согласование требуется в Комитете по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
Общие понятия рекламных конструкций приведены в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" - это наружная реклама с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Штендер, вмонтированный в тротуар перед кафе или магазином, можно отнести к иным средствам стабильного территориального размещения, вне конструктивных элементов зданий и как на все виды рекламных конструкций на размещение такого штендера требуется согласование с собственником земельного участка в порядке ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Антимонопольный орган в Приказе ФАС России от 25.07.2024 N 497/24 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований в сфере рекламы по вопросам наружной рекламы" разъяснил, что под "иными техническими средствами стабильного территориального размещения" понимаются любые конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом недвижимого имущества и такая связь делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств (машин, механизмов, инструментов и т.п.).
Таким образом, делает вывод ФАС - если рекламная конструкция размещена на конструктивных элементах сооружений, обращенных на проезжую и (или) пешеходную часть улицы (например, на козырьке подземного пешеходного перехода), такая рекламная конструкция будет подпадать под понятие наружной рекламы, и на порядок установки таких конструкций будут распространяться нормы статьи 19 Федерального закона "О рекламе". В случае, если штендер располагается стационарно, то есть прочно связан с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. объектами недвижимого имущества) и не предназначен для перемещения, такой штендер может быть признан рекламной конструкцией и, соответственно, его размещение должно осуществляться с учетом требований статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п. 3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 N 904 установка рекламных конструкций в Санкт-Петербурге допускается только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - Разрешение), которое выдает Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
В соответствии с п. 1.10.3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" не допускается самовольная установка объявлений, афиш, плакатов и распространение иных информационных материалов с использованием конструкций, в том числе выносных, в неустановленных для этого местах.
Самовольная установка рекламных конструкций, в том числе стационарных штендеров, может повлечь ответственность по ст. «37-1» Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" в виде административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, по г. Санкт-Петербургу отдельный регламент по установке на тротуаре щитовых конструкций-штендеров отсутствует, из общих норм законодательства, разъяснений антимонопольного органа следует, что согласовывать требуется установку любой рекламной конструкции, в том числе и стационарного штендера.